ЭНДИ Венсан д' (D'Indy, Paul Marie Thodore Vincent) (1851-1931), французский композитор и педагог-просветитель. Поль Мари Теодор Венсан д'Энди родился 27 марта 1851 в Париже. Его воспитанием занималась бабушка, женщина с сильным характером и страстная любительница музыки. Д'Энди брал уроки у Ж.Ф.Мармонтеля и А.Лавиньяка; регулярные занятия были прерваны франко-прусской войной (1870-1871), во время которой д'Энди служил в Национальной гвардии. Он одним из первых вступил в Национальное музыкальное общество, основанное в 1871 с целью возродить былую славу французской музыки; среди друзей д'Энди - Ж.Бизе, Ж.Массне, К.Сен-Санс. Но наиболее близки ему были музыка и личность С.Франка, и вскоре д'Энди стал учеником и страстным пропагандистом искусства Франка, а также его биографом. Поездка в Германию, во время которой д'Энди познакомился с Листом и Брамсом, укрепила его прогерманские настроения, а посещение Байройта в 1876 сделало д'Энди убежденным вагнерианцем. Эти увлечения молодости отразились в трилогии симфонических поэм по мотивам шиллеровского Валленштейна и в кантате Песнь колокола (Le Chant de la Cloche). В 1886 появилась Симфония на тему песни французского горца (Symphonie cvnole, или Symphonie sur un chant montagnard franais), которая свидетельствовала о возникновении у автора интереса к французскому фольклору и некотором отходе от страстного увлечения германством. Это сочинение для фортепиано с оркестром, возможно, осталось вершиной творчества композитора, хотя добротная техника и пламенный идеализм д'Энди нашли яркое отражение и в других сочинениях: в двух операх - вполне вагнерианском Ферваале (Fervaal, 1897) и Чужеземце (L'Etranger, 1903), а также в симфонических вариациях Истар (Istar, 1896), Второй симфонии си-бемоль мажор (1904), симфонической поэме Летний день в горах (Jour d't la montagne, 1905) и первых двух из его струнных квартетов (1890 и 1897). В 1894 д'Энди вместе с Ш.Бордом и А.Гильманом основал "Схола канторум" (Schola cantorum): по замыслу это было общество для изучения и исполнения духовной музыки, но вскоре "Схола" превратилась в высшее музыкально-педагогическое заведение, соперничавшее с Парижской консерваторией. Д'Энди играл здесь главную роль как оплот традиционализма, дававший отпор новациям таких авторов, как Дебюсси; в класс д'Энди по композиции приезжали музыканты из разных стран Европы. Эстетика д'Энди опиралась на искусство Баха, Бетховена, Вагнера, Франка, а также на григорианское монодическое пение и народную песню; идеологическим основанием взглядов композитора была католическая концепция назначения искусства. Умер Энди в Париже 2 декабря 1931.
ЛИТЕРАТУРА
Шнеерсон Г. Французская музыка XX в. М., 1970 Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Л., 1972